Что делать с разочарованием?
10 ноября 2017 | Опубликовал: Yura F.
Мне слишком хорошо знакома моя инстинктивная реакция на Божью скрытность: я начинаю в отместку игнорировать Его. Подобно ребенку, который думает, что может спрятаться от взрослых, закрыв пухлыми ручонками глаза, я пытаюсь исключить Бога из своей жизни. Если Он не явил мне Себя, то почему я должен Его признавать?
Еще два вида реакции на подобное разочарование в Боге дает Книга Иова. Первый из них продемонстрировали друзья Иова. Его разочарование в Боге не вписывалось в их богословие. Они видели две четко очерченные альтернативы: человек, утверждающий, что он праведен, и Бог, Который праведен наверняка. «Подави свои чувства, — сказали друзья Иову. — Мы точно знаем, что Бог справедлив. Стыдись своих возмутительных высказываний в Его адрес!»
Второй вид реакции продемонстрировал Иов. Это была беспорядочная мешанина, раздражительное сопротивление безжалостной логике его друзей. «Для чего не умер я, выходя из утробы и не скончался, когда вышел из чрева?» — спрашивает Иов у Бога. Подобно птице, снова и снова бьющейся в оконное стекло, он мечется в протесте, хотя и знает, что все это тщетно.
И какой же из этих двух видов реакции одобряет Книга Иова? Обе стороны были отчасти неправы, но после произнесенных из бури слов Бог повелел благочестивым друзьям смиренно прийти к Иову с покаянием и попросить его помолиться о них.
Книга Иова содержит одно смелое послание: вы можете говорить Богу, что угодно. Бросайте в Него свою печаль, свой гнев, свои сомнения, свою горечь, свое предательство, свое разочарование — Бог способен все это принять. Как правило, духовные гиганты Библии в тот или иной момент боролись с Богом. Вместо того, чтобы вычеркивать Его из своей жизни, они предпочитали остаться хромыми, как Иаков. В этом смысле Библия содержит прообраз одного из догматов современной психологии: в действительности вы не можете отказаться от своих чувств или заставить их исчезнуть, поэтому вам лучше выразить их. Бог может справиться с любой человеческой реакцией, кроме одной. Он не выносит, когда мы пытаемся игнорировать Его или ведем себя так, как будто Его не существует, как когда-то инстинктивно поступал я. Подобной реакции у Иова не было никогда.
Из книги Ф. Янси «Разочарование в Боге»
Просто Я
12. Ноя, 2017
Интересно, когда это Иов разочаровался в Боге? Его друзья не говорили о Нем так верно, как Иов
Yura Fedorenko
12. Ноя, 2017
«Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне; стою, а Ты только смотришь на меня. Ты сделался жестоким ко мне, крепкой рукой враждуешь против меня» (Иов. 30:20-21). Иов много говорил подобных слов. Да, он не отвернулся от Бога навсегда. Он не похулил Бога. Иов не разбился в вере, но чувство разочарования в Боге он на какое-то время испытал. По-моему, это звучит во многих его вопросах.
Недаром же сам Иов в конце сказал так: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6). Иов раскаялся в своих словах. Значит, он считал, что ему есть, в чем каяться.
Андрей
27. Ноя, 2017
«Мне слишком хорошо знакома моя инстинктивная реакция на Божью скрытность: я начинаю в отместку игнорировать Его.»
А по-моему, г-н Янси немного преувеличил. Говорят, что если человек будет постоянно думать, что за ним следят, у человека разавьется психологическая болезнь — параноя. Ведь по-большому счету, чтобы мы не делали и где-бы не находились за нами пристольно следят 🙂 и более того все это записывается в книгу…
В миру известен такой человек — Э. Сноуден, и известен он тем, что рассказал о том, как с помощью различных камер (фото, видео), мобильных устройств и программ о современном человеке собирается информация. И многим это не нравится.
Поэтому скрытность Бога, это Его милосердие над человеком, которому за многое (даже порой естественное) было бы стыдно перед Всевидящим.
Yura Fedorenko
01. Дек, 2017
> Поэтому скрытность Бога, это Его милосердие над человеком, которому за многое (даже порой естественное) было бы стыдно перед Всевидящим.
Андрей, попробуй сказать это человеку, который испытывает нужду или страдает, не получая при этом ответ на свою молитву Богу. Однако если посмотреть шире — то да, даже такая кажущаяся скрытность содействует нам ко благу. Ведь Бог не посылает сверх сил, а в испытаниях можно многому научиться, укрепиться в вере, пересмотреть взгляды на жизнь и т.д. Но это кажущаяся скрытность, о которой и говорит Ф. Янси. А вот если Бог действительно оставляет человека — то это уже беда.
Когда человек грешит, ему, конечно, не хочется, чтобы Бог это видел. Но Бог всё равно видит, даже если какое-то время никак и не реагирует. От этого мы все равно не уйдем. Зато благодаря жертве Христа мы может приближаться к Богу, даже несмотря на своё несовершенство.
Андрей
01. Дек, 2017
«А вот если Бог действительно оставляет человека — то это уже беда.» — вот как человек рассуждаю: такого не может быть, чтобы Бог оставил человека.
«Андрей, попробуй сказать это человеку, который испытывает нужду или страдает, не получая при этом ответ на свою молитву Богу.» — если ко мне обратится человек со словами почему Бог не отвечает на мою нужду? честно отвечу «не знаю» 🙂
Но скрытность Бога, не означает, что Он кого-то оставил. Но и то, что в твоей жизни все хорошо складывается и у тебя везде успех — не означает, что с тобою Бог.
«Когда человек грешит, ему, конечно, не хочется, чтобы Бог это видел.» — а когда не грешит? ну, например в носу чешится, а на тебя в это время просто человек смотрит (согласись не приятно) 🙂
Yura Fedorenko
09. Дек, 2017
> вот как человек рассуждаю: такого не может быть, чтобы Бог оставил человека.
Это дискуссионный вопрос. Думаю, что для человека, не знающего Бога, всегда остается шанс к покаянию. Бог может простить человеку любой грех по незнанию. А вот что, если верующий человек, имевший познание Бога, сознательно отвергает Его? Здесь я склоняюсь к тому, что Бог всё-таки может оставить человека. Например, это произошло с Саулом. И Давид наставлял Соломона: «Если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда» (1 Пар. 28:9). Есть ли у такого оставленного человека шанс вернуться? Едва ли, ведь если человек и не покается, если Дух Святой не произведет в нем такое желание… Но полагаю, это редкие случаи.
> Но скрытность Бога, не означает, что Он кого-то оставил. Но и то, что в твоей жизни все хорошо складывается и у тебя везде успех — не означает, что с тобою Бог.
Полностью согласен.
> «Когда человек грешит, ему, конечно, не хочется, чтобы Бог это видел.» — а когда не грешит? ну, например в носу чешится, а на тебя в это время просто человек смотрит (согласись не приятно)
Уверен, что Бог выше таких мелочей. 🙂
Просто Я
04. Дек, 2017
Да, он не отвернулся от Бога навсегда. Он не похулил Бога. Иов не разбился в вере, но чувство разочарования в Боге он на какое-то время испытал—но разве несогласие, или непонимание Божьих планов в своей жизни есть разочарование?Вообще, мне кажется, мы до конца никогда не сможем осознать то, что пережил Иов. Один мой хороший знакомый любил говорить: Никогда сильно не очаровывайтесь, чтобы потом сильно не разочаровываться. Это знакомо всем людям. Но разве Господь когдато подвел Иова. Иов разочаровался более в себе, нежели в Боге.Во всех его речах звучит одно: что я сделал «такого»??? А разочароваться в Боге можно придумывая себе Его))) когда не оправдываютсч наши ожидания и стремления. Но тут уже все зависит от возраста. Кста, эта статья перекликается со статьей об обиде
Yura Fedorenko
14. Дек, 2017
> Один мой хороший знакомый любил говорить: Никогда сильно не очаровывайтесь, чтобы потом сильно не разочаровываться.
Да, я тоже иногда люблю так говорить. 🙂
Не знаю, насколько Иов разочаровался в себе. Разве только после слов Бога к нему. До этого момента Иов считал себя праведным, поэтому и задавал вопрос: «Что я сделал такого?» Разочарование связано с крушением надежд и ожиданий. Иов ожидал, что Бог будет его благословлять, потому что он ведет праведную жизнь. Это не оказалось не так, и Иов испытал разочарование. Потом он понял, что Бог никому ничего не должен.)
Я согласен, что разочаровываемся мы больше всего тогда, когда придумываем себе Бога. Когда формируем ожидания и стремления, не соответствующие Писанию. Но тут всё не так просто. Понятия о Божьей любви и милости соответсвуют Писанию, но в какие-то моменты при тяжелейших жизненных обстоятельствах христианин может совершенно этого не чувствовать. Поэтому приходит чувство непонимания того, что происходит и чувство разочарования. И об этом надо не молчать, но говорить Богу. Эта мысль данной статьи мне и понравилась. 🙂