Парадокс камня
20 октября 2019 | Опубликовал: Yura F.
“Хочешь, я докажу тебе, что никто не всемогущ?” — спросил меня однажды друг в перерыве между университетскими парами. “Предположим, что некто всемогущ, — продолжил он. — Тогда может ли он создать камень, который впоследствии не сможет поднять?” Логика проста. Ответ “да” означает, что он не может поднять камень. В противном случае он не может камень создать. “Следовательно, никто не всемогущ”, — с улыбкой заключил мой друг. Подобные рассуждения иногда ехидно приводят атеисты, тем самым намекая на невозможность существования Бога…
Перед нами типичный пример софизма, на который можно красиво парировать: “Да, Бог может создать такой камень, и Он уже его создал, и этот камень – человек. Ведь даже Бог не может спасти человека насильно, без его воли, потому что тогда мы были бы всего лишь некими одушевленными машинами, а не людьми”. Другой интересный ответ мы находим в воплощении Иисуса Христа. Придя в наш мир как человек, Христос не мог поднимать камни весом в 100 кг, которые Он же сам как Творец и создал. Суть проста: всемогущий Бог может Себя ограничить, чтобы не быть всемогущим. И эта способность есть тоже составляющий элемент всемогущества Бога.
Погрузившись же более глубоко в загадку с камнем, можно найти ещё кое-что интересное… Дело в том, что подобных парадоксов много, в том числе и в вещах, не связанных с рассуждениями о Божьей природе. Например, рассмотрим фразу: “Данное высказывание ложно”. Истинно это утверждение или ложно? Если оно истинно, значит оно ложно, как оно само же и гласит. Противоречие! Если же данное утверждение ложно, то оно соответствует тому, что гласит. И следовательно, оно истинно. Опять противоречие! Таких парадоксов можно придумать много, и в начале 20-го века математик и философ Б. Рассел выразил их математически, на языке теории множеств, тем самым показав, что наивная теория множеств внутренне противоречива. Спустя 30 лет математик К. Гедель доказал, что при любой системе формальных доказательств в языке найдутся такие выражения, что ни их самих, ни их отрицания невозможно доказать в рамках предложенной системы (синтаксическая версия теоремы Геделя о неполноте). В общем, наш аппарат логики несовершенен, а потому глупо и наивно пытаться с помощью него в полноте описать Бога. Австрийский философ Л. Витгенштейн свою известную книгу “Логико-философский трактат” закончил словами: «О чём невозможно говорить, о том следует молчать». Всемогущество Бога он тоже относил к тем вещам, о которых даже говорить бесполезно, потому что нашими словами их все равно не получится нормально выразить…
Пожалуй, верно сказано, что Бога в полноте нельзя описать человеческим языком, а потому белые пятна все равно останутся. Да и в самой Библии примерно об этом же сказано так: “Мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно” (1 Коринфянам, 13:12). Однако же кое-что Священное Писание открывает предельно ясно, в том числе и святость Бога, греховность человека и путь спасения…
Юрий Федоренко
fedyura11235@mail.ru
Николай
22. Окт, 2019
Другой общий ответ на парадокс всемогущества — это попытка определить всемогущество как кое-что более слабое, чем абсолютное всемогущество, как в определениях 3 или 4 выше. Парадокс может быть решён с оговоркой, что всемогущество не требует, чтобы существо имело способности, которые являются логически невозможными, но чтобы было в состоянии сделать что-нибудь, что соответствует законам логики. Хороший пример современного защитника этой цепи рассуждений — Джордж Мавроудс