Светский гуманизм или «вы будете как боги»
27 августа 2014 | Опубликовал: Yura F.
Обращается ученый к Богу и говорит:
— Мы, люди науки, пришли к заключению, что больше не нуждаемся в Тебе! Мы постигли все тайны и научились делать все, что раньше считалось чудесным или приписывалось Твоей мудрости и всемогуществу!
— Да? Интересно! Можешь ли ты создать при Мне живого человека?
— Конечно! – воскликнул ученый и наклонился, чтобы поднять кусок глины.
— Постой! – остановил его Бог. – Глина-то Моя!
Приведенная история, конечно, аллегорическая, но в ней показан один существенный момент. Хотя человеческая жизнь всецело зависит от Божьих даяний, многие философы и мыслители современности не побоялись заявить, что человечество больше не нуждается в Боге. Прельщенные развитием науки и техники, они, видимо, забыли, что люди постоянно пользуются тем, что дал Господь: наши ноги ходят по сотворенной Им земле, энергию планета получает от созданного Богом солнца, а ежедневно мы употребляем в пищу плоды, которые вырастают также лишь по милости Творца…
Впрочем, столь надменный взгляд господствовал далеко не всегда. Всего несколько столетий назад ведущие мыслители и ученые, такие как Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Роберт Бойль, Майкл Фарадей, Блез Паскаль, Клерк Максвелл, Уильям Томпсон (лорд Кельвин) и множество других высокообразованных людей твердо верили в частное сотворение мира и во всемогущего Бога. Фактически основание современной науки было положено теми, кто признавал абсолютный авторитет Библии и был убежден в ее непогрешимости. Кто-то может сказать, что эти люди были представителями своего времени, а тогда все верили в Бога и Библию. «Но в этом-то и суть! – отмечает ученый-креационист Г. Моррис в одной из своих книг. — Отнюдь не случайность, что современная наука начала процветать именно в условиях Реформации и Великого Пробуждения. Плодотворные научные исследования по существу требуют библейского (сознательного или неосознанного) взгляда на мир — мир, где соответствующие причины приводят к соответствующим следствиям; где природные явления подчинены твердо установленным и разумным законам; и где мы можем быть уверенными в своей способности мыслить рационально и целесообразно». К слову, тот факт, что мир познаваем и подчиняется каким-либо правилам, а также закон причины и следствия являются одними из нескольких недоказанных предпосылок, на которых базируется метод научного познания. Зато из Библии они вытекают прямым образом…
Спустя пару веков воодушевленные успехом недавно возникшей науки люди поверили, что они смогут проникнуть во все тайны Вселенной. За новой картиной мира встало убеждение в способности человеческого разума охватить мир и овладеть им, установить законы миропорядка, а также правила, по которым будет жить общество. Как природу, так и нравственное вероучение стали рассматривать с рационалистических позиций. В качестве религиозных взглядов стал господствовать деизм – убеждение, согласно которому Бог сотворил мир, но теперь в его дела не вмешивается. В основу мировоззрения новой эпохи — эпохи Просвещения — легла наивная вера в человека и его возможности. На первый план стал выходить гуманизм – идея, говорящая о людях как о высшей ценности. Здесь стоит заметить, что, конечно, человек является личностью, и человек – это венец Божьего творения; в этом смысле он действительно стоит высоко. Но пагубность идеи гуманизма в том, что о человеке говорится как о самодостаточном существе, который может успешно жить без Бога.
Но философская мысль пошла еще дальше. В середине 19 века после появления теории эволюции на смену деизму стал приходить натурализм, согласно которому природа возникла сама по себе, без Божественного вмешательства. И весь мир со временем радостно ухватился за эту идею, позволившую теперь «покончить с Богом»…
Впоследствии появившиеся новые сложные научные направления, (например, квантовая механика, теория относительности и т.д.), а также разрушительные мировые войны 20 века привели к тому, что эйфория относительно рационализма и безграничных возможностей человеческого разума прошла. Люди снова начали ощущать себя лишь маленькими крупицами в огромной Вселенной. Казалось, настала пора вновь обратиться к Богу и вернуться к христианскому мировоззрению, но гордое человечество предпочло изобрести различные иррациональные философии (например, экзистенциализм, в центре которого находится переживание человеком его существования), которые в наше время продолжают свое существование наряду с рационализмом.
Сегодня эта тенденция продолжается. Несмотря на множество проблем и противоречий в эволюционной теории (взять хотя бы то, что безличное – хаос — породить личность – человека – в принципе не может точно так же, как озеро, затекшее из другого озера, не может подняться выше первого) ученые-эволюционисты и многие философы активно продолжают разрабатывать все новые и новые гипотезы для поддержания веры в догмат натуралистической эволюции и самопроизвольного возникновения мира из хаоса. Впрочем, эволюция сегодня – не просто биологическая теория, это всеобъемлющая концепция, которая стала фундаментом гуманизма с человеком в центре мира. Последнее очень приятно для человеческой гордости: ведь если Бога не существует, то человек по сути является «богом» и может делать все, что угодно.
Примечательно, что еще в раю дьявол соблазнил Еву съесть запретные плоды, сказав ей «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Библия, книга Бытие 3:5). Современные мыслители называют концепцию гуманизма с ее идеей «вы будете, как боги» прогрессивным мировоззрением, однако ничего нового в ней на самом деле нет. Еще очень давно о ней было написано в Библии, и именно она привела человечество к грехопадению… Стоит посмотреть на сегодняшний мир – и мы увидим, к чему приводит эта концепция… Ведь когда человек начинает чувствовать себя в центре мира и ощущать себя правым делать все, что угодно, им тут же овладевает ряд соблазнов, прежде всего, власти и денег…
В результате две вещи очень ярко характеризуют современный гуманистический мир – это обольщение и лицемерие. Вот мы и видим, как политики с одной стороны кричат о свободах и правах человека, а с другой — готовы любыми путями уничтожить всех, кто мешает достижению их корыстных целей. Недаром возникают кровопролитные войны, где беспощадно убивают даже детей. Мы видим, как люди становятся все более эгоистичными, стремясь только к деньгам и положению в обществе. Мы видим, как человек вопреки «эволюционному развитию» постепенно деградирует и начинает терять свои атрибуты личности. Кто-то метко заметил: «Современное общество – это не тогда, когда обезьяна превращается в человека, но когда сам человек становится обезьяной». Таков наш мир с его гуманизмом. В своей гордости люди не хотят каяться и не желают «вернуть» Бога в центр своего мировоззрения. Однако становится все более и более очевидно – гуманистическое мышление движет мир к пропасти, и лишь всеобщее искреннее покаяние и обращение к Богу способно спасти человечество от грядущей катастрофы…
Алёна
02. Сен, 2014
Конечно, человечество многого достигло за последние 2-3 столетия… Думаю, пару веков назад люди и не мечтали о многих изобретениях, которыми в наше время человек пользуется ежедневно… Однако беспристрастный взгляд на окружающий мир и на самого себя позволит ему увидеть, что далеко не на все вопросы он в силах дать ответы… Например, науке до сих пор неизвестны причины возникновения болезни Альцгеймера, следовательно, человек лишён основы для изобретения действенной терапии от неё… Человек не может защитить себя от экономического кризиса, не может поддерживать мирную обстановку в мире, не может ответить на вопрос «как стать счастливым» и зачастую даже не знает, зачем он живёт…
Polina
21. Ноя, 2014
Да что там экономический кризис или мирная обстановка в мире — человек не может разобраться даже с тем, что происходит в нём самом, отдельно взятом! До сих пор люди страдают от депрессий, от стрессов и прочих распространённых «бытовых» проблем.