Ограниченность научного метода или почему в XXI веке важна вера в Бога?
20 мая 2013 | Опубликовал: Yura F.
В наше время можно услышать немало различных мнений и взглядов, а также заметить много любопытных тенденций. Лично меня беспокоит одна из них: сегодня всё чаще слышатся слова о том, что в нашем информационном обществе с высоким уровнем развития науки и техники нет места религии, которая бесполезна и лишь только одурманивает сознание человека. Насколько правомерны подобные взгляды? Хотелось бы разобраться…
Ещё не так давно человечество полностью зависело от природы: локальные засухи или наводнения приводили к голоду, нашествия насекомых-вредителей могли полностью уничтожить посевы, а различные болезни выкашивали целые селения, а порой и города. Беспомощность перед природными стихиями и неумение объяснить многие явления порождали язычество и пантеизм, когда обожествлялось всё, что казалось хоть немного таинственным. Например, древним славянам в обыкновенной грозе представлялась битва Перуна и подвластных ему духов с полчищами облачных демонов. Древние греки приписывали явления землетрясений воле Посейдона, самого дикого из богов, который в моменты ярости ударял своим трезубцем о землю. А древние эллины, наблюдая за извержениями вулкана Этны, были уверены, что именно там находится мастерская бога огня Гефеста.
Со временем ситуация стала меняться. Развитие науки нанесло сокрушительный удар по подобным представлениям. Немало из того, что ранее казалось загадочным, постепенно становилось всё более понятным благодаря развитию математики, физики, химии, биологии, географии и множества других дисциплин. А появление новых технических устройств сделало человека менее зависимым от природы.
В последние годы научно-технический прогресс всё сильнее набирает обороты. Постоянно не только совершенствуются существующие изобретения, но и появляется ряд новых. Огромными темпами растет производительность вычислительной техники, что во многом определяет развитие других отраслей. Безусловно, в любой науке и сейчас остается множество загадок и тайн; а человек всё так же зависит от природы. Но, видя растущую мощь техники и замечая, как инженеры решают все более и более сложные задачи, мы восхищаемся научной мыслью. Иногда при этом добавляют, что ей подвластно абсолютно всё вокруг, а кому-то ещё очень хочется «подметить», что теперь ни религия, ни церковь, ни Бог – эти, по мнению некоторых, давние противники науки, людям больше не нужны. Однако не будут ли подобные выводы слишком поспешными?
Естественно, дело не в том, что ученые и инженеры пока не могут решить какие-то проблемы. Трудности всегда были и будут – всё это вполне нормально. Куда существеннее другое: ряд вопросов по определению не затрагивается научным методом, так как выходит за его пределы.
Уже в самой основе данного способа познания заложены серьезные ограничения. Прежде всего, они связаны с человеческим опытом. Тысячи лет общественно-исторической практики – это, с одной стороны, немало, но и совсем незначительно в сравнении с вечностью. К тому же распространяя на бесконечную Вселенную выводы, подтверждаемые лишь человеческим опытом, следует помнить, что их истинность всегда остается не более, чем вероятностной. Особенно, когда речь заходит о происхождении мира, возникновении жизни и т.д.
В науке существует и другой подход – рациональный, при котором все частные утверждения и законы строятся на основе первичных допущений, постулатов и аксиом. Однако эти первичные постулаты и аксиомы не выводятся и не доказываются, а следовательно теоретически остается возможность их опровержения. Кроме того, любая наука принимает «на веру» тезис о том, что мир вообще познаваем, иначе она сама потеряла бы всякий смысл. Выходит, основания научного познания не имеют абсолютного характера, и в любой момент могут быть поколеблены.
Также важно отметить, что ряд вопросов по определению лежат за границами научного метода. «В чем смысл существования Вселенной?», «Почему она ведет себя так, а не иначе?», — все это попросту не входит в сферу рассмотрения науки. Кстати, с этим вполне соглашаются многие ученые. Так, биолог, руководитель проекта по расшифровке генома человека, Ф. Коллинз в одной из своих книг писал: «Ловя обитателей океана сетью с размером ячейки в 10см, глупо думать, что там нет маленьких рыбешек, лишь потому, что они не попали в сеть. Но именно это мы и делаем, когда полагаем, что нет того, чего не может разглядеть наука».
К примеру, с материалистической точки зрения, музыка – это всего лишь вибрация воздуха, которая ударяет по нашим барабанным перепонкам и стимулирует возбуждение нейронов головного мозга. И все же эта банальная последовательность обладает властью говорить нашим сердцам о вечной красоте…
И уж тем будет несправедливо рассматривать вопросы нравственных, моральных духовных ценностей лишь с материалистических научных позиций. Ведь согласитесь, любовь мужа к жене, матери к ребенку или привязанность двух друзей – это не просто цепочка биохимических реакций в нашем мозге с участием нейромедиаторов. А с материалистической точки зрения эти чувства вообще бессмысленны; выгодно только партнерство и не более. Рассуждая подобным образом дальше, несложно прийти и к радикальным решениям: окажется, что слабые и больные люди обществу не нужны, пожилые – тоже (ведь с позиций естественного отбора жизнедеятельность особи не имеет смысла после того, как она дала потомство). Кстати, подобные взгляды нашли отражение в работах некоторых философов. К примеру, один из известных мыслителей нашего времени — Питер Сингер полагает, что нужно убивать тяжелобольных младенцев. Разве подобные рассуждения вписываются в представления нормального человека? Но они получаются, когда люди отвергают абсолютный Источник нравственных ценностей.
А ведь в наше время подобные взгляды особенно опасны и пагубны. Бесконтрольное развитие науки может нанести непоправимый урон человечеству. Разработка сильнейшего термоядерного оружия, создание новых возбудителей болезней, клонирование людей, применение эвтаназии, генетическое улучшение свойств человека – все это вряд ли принесет пользу обществу. Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.
Совершенно ясно, что сама наука в одиночку неспособна разрешить все эти проблемы. Ей необходима помощь, которая приходит со стороны религии. Религии не как набора каких-то обрядов и традиций, а как живой веры в Бога. Ведь именно в ней содержится источник морали, нравственности и духовности. Именно она, рассказывая о любви Бога к людям, дает новое дыхание чувствам любви, сострадания и прощения.
К сожалению, гордость нередко не дает людям поверить в Бога. Куда приятнее бывает сказать, что всё возникло в результате слепого случая, поэтому человек живет для себя и никому ни в чем не обязан (правда, при таком понимании возникает «небольшая» проблема – жизнь получается по сути бессмысленной и бесцельной, но на это часто закрывают глаза). Многие с радостью готовы поверить в себя и в то, что силами науки человечество решит все проблемы и добьется невозможного. И всё-таки упрямые факты говорят об обратном. Будучи по определению ограниченной, наука неспособна ответить на множество вопросов. А применяя её не в своей области, можно даже породить некоторые проблемы. И в XXI веке это видно отчетливее, чем когда-либо ранее. Так же заметна и нужда всего человечества в нравственном, моральном и духовном стержне, который можно утвердить только на основе живой веры в Бога.
Все вышесказанное не есть трагедия, равно как и не есть повод лишать доверия научный метод познания. Просто стоит признать, что реальность несоизмеримо шире, чем её образ, создаваемый только наукой; а человечество, отвергающее Бога, никогда не сможет построить по-настоящему счастливую и наполненную смыслом жизнь.
Юрий Федоренко
Владимир
05. Сен, 2016
….» Религии не как набора каких-то обрядов и традиций, а как живой веры в Бога…» Вот здесь вы абсолютно не правы — не пустая вера необходима Человеку ,а Знание о «боге», Создателе. Две тысячи лет уже идёт эта игра в веру и атеизм — ниточки ,игра дёрганием их одной рукой » злом». Знание и понимание о Создателе и духовной Сущности Человека необходимы. Игра имеет одну главную «цель» — твАрение биосуществ лишённых Духа,псевдочеловеков.
Yura Fedorenko
06. Сен, 2016
Владимир, я не до конца понял, что вы хотите сказать. Религия как набор обрядов и традиций не может изменить человека так, как его меняет общение с живым Богом. И оно не делает человека роботом, а наоборот, дает ему подлинную свободу.
Не знаю, что вы подразумеваете под «пустой верой», но библейское христианство к этой категории точно не относится.