Почему мы обижаемся?

24 ноября 2017 | Опубликовал: Yura Fedorenko

Cтрессы наполняют нашу жизнь, причем не только деловую, но и личную. А как известно, эмоциональное состояние человека оказывает непосредственное влияние на его здоровье. Иными словами, чем больше у нас волнений, тем выше риск столкнуться с серьезными физическими болезнями, не говоря уже о психических расстройствах. Конечно, от многих переживаний в жизни никуда не деться, но нередко мы и сами подливаем масла в огонь, когда слишком требовательно относимся к другим людям, часто выходим из себя и обижаемся по пустякам.

В чем причина обид? Нет, я понимаю, что бывают ситуации, когда с нами действительно плохо обошлись и нанесли глубокую рану. Но порой человек терзается от обиды всего лишь потому, что ему сказали “неправильное” слово, на него бросили косой взгляд или его забыли пригласить на какое-нибудь торжество. Одни совершенно спокойно переносят подобные вещи, другие же воспринимают это как пренебрежительное отношение к себе, и потом долго терзаются от обиды, отравляя свою собственную жизнь и жизнь своих близких. Почему так происходит?

Я полагаю, что первой причиной “повышенной обидчивости” является гордость. Стоит на высокомерного человека не обратить внимание, не пригласить его на праздник, где-то забыть про него, как он тут же думает: “Меня не уважают, не ценят, ко мне плохо относятся, я никому не нужен”, — полёт фантазии у таких людей практически не ограничен. В чем проблема? Человек слишком много о себе думает. Библия предлагает здесь простое лекарство: “Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно” (Рим. 12:3). Будь проще. Люди могли не обратить  внимания не от презрения к тебе, а просто потому, что они сильно загружены или просто забыли. Ничего страшного в этом нет.

Иногда пустяковые обиды поражают наши сердца лишь потому, что мы неправильно поняли человека. Он и не имел в виду ничего против меня, но мне так показалось. По этому поводу Иисус Христос дал однажды мудрый совет: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним” (Мф. 18:15). Не таи злобу на человека, но пойди и лично поговори с ним. Спокойным тоном, без криков и недовольства. В подобных разговорах часто выясняется, что и обижаться было не на что.

И ещё. Я замечаю, что мы часто обижаемся на людей из-за завышенных ожиданий. Особенно ярко это проявляется в отношениях с родными и близкими. Недаром говорят, что чем ближе взаимоотношения, тем больше потенциал для обиды. Если меня обругает пьяный человек в метро, я не буду сильно расстраиваться. Мне будет неприятно, возможно, на пару часов испортится моё настроение, но не более того. Но услышав подобные слова от близкого друга или родного человека, я получу душевную травму. А всё дело в разных ожиданиях. От незнакомого, да еще и пьяного человека в метро я ничего хорошего получить не надеюсь, поэтому не особо расстроюсь, если он выпустит поток гнилых слов в мой адрес. Но, конечно же, обидно услышать насмешку, когда ожидаешь любви, тепла и понимания. Естественно, от родных и близких мы ждем больше доброго, чем от незнакомца в метро. Но всему же есть разумные пределы…

Порой мы рисуем в голове картины, как должен вести себя мой друг, подруга, муж или жена, дети, родители, и не хотим принять их право поступить по-другому. Мы хотим, чтобы близкие понимали нас с полуслова, чуть ли не читая наши мысли; мы надеемся, что друзья будут уделять нам массу времени; в общем, мы жаждем от них обильной любви, но… совершенную любовь можно найти только в Боге. Никто на этой земле не лишен недостатков; ни один человек не сможет всегда понимать меня; никому не под силам любить меня в совершенстве. Да, мы нуждаемся в этих вещах, но стремление найти их в других людях неизбежно ведет к разочарованиям, из-за которых рвутся отношения, исчезает дружба и распадаются семьи. А всё дело в том, что совершенную любовь можно найти только в Боге, Который к каждому человеку сказал: “Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение” (Библия, Иеремия 31:3). И я убежден, что именно в принятии этой Божьей любви и заключен ключ к счастливой жизни, в которой нет места ссорам, распрям и обидам.
my_photo

Юрий Федоренко

fedyura11235@mail.ru

https://vk.com/fedyura11235

Tags: , , , , , , , , , ,

6 комментариев в “Почему мы обижаемся?”

  1. Андрей

    27. Ноя, 2017

    Юр, серьезно?

    «мы нуждаемся в этих вещах, но стремление найти их в других людях неизбежно ведет к разочарованиям, из-за которых рвутся отношения, исчезает дружба и распадаются семьи.» — хм, мне наоборот казалось, что благодаря этому возникают отношения, дружба, семьи.

    «Никто на этой земле не лишен недостатков» — согласен, но разве это плохо?

    «Мы хотим, чтобы близкие понимали нас с полуслова» — мне очень жаль тех людей, которые ни разу за всю жизнь это не пережили

    «мы надеемся, что друзья будут уделять нам массу времени» — нууууу не знаю не знаю 🙂

    «Порой мы рисуем в голове картины, как должен вести себя мой друг, подруга, муж или жена, дети, родители, и не хотим принять их право поступить по-другому.» — когда со мной такое бывает, я улыбаюсь ведь и я выгляжу/веду себя не так как обо кто-то представляет 🙂

    «Естественно, от родных и близких мы ждем больше доброго, чем от незнакомца в метро.» — а у тебя много знакомых, на которых родные срываются без причин?

    «Не таи злобу на человека, но пойди и лично поговори с ним.» — вообще это опасно, и в Притчах на этот счет двоякое мнение.

    «Будь проще.» — иногда и «простота хуже воровства»

    «В чем причина обид? Нет, я понимаю, что бывают ситуации» — в том то и дело, что бывают разные ситуации. Если человек, правильно не реагирует на сложившуюся ситуацию, его называют странным. Обида — это в любом случае личное восприятие человека. Знаешь в библии есть место:

    «»В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь.

    И отворотился Езекия лицем своим к стене и молился Господу, говоря:

    «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. «»

    Вот как думаешь: какова первая реакция Езекии на слово Бога?

    А вообще хорошая статья, много поучитаельного и примечательного, спасибо.

    Ответить на этот комментарий
    • Yura Fedorenko

      01. Дек, 2017

      Андрей, спасибо за высказанные мысли. 🙂 Да я серьезно.) Я не говорю, что в отношениях родных и близких мы не можем найти никакой любви. Слава Богу, что можем. Я говорю о том, что потребность человека в любви больше, чем нам могут дать родные и близкие. Наша потребность в любви такова, что восполнить её может только Бог. Когда же мы начинаем требовать от родных и близких совершенной любви, возникают завышенные ожидания, и, как следствие, повышенная обидчивость.

      Хорошо, когда близкие понимают тебя с полуслова. Так бывает. Но нет на земле человека, который абсолютно всегда и во всем мог бы тебя понять.

      > «Порой мы рисуем в голове картины, как должен вести себя мой друг, подруга, муж или жена, дети, родители, и не хотим принять их право поступить по-другому.» — когда со мной такое бывает, я улыбаюсь ведь и я выгляжу/веду себя не так как обо кто-то представляет
      Андрей, очень хорошо, если у тебя это так. Но немало людей в таких случаях ругаются и скандалят.

      > «Естественно, от родных и близких мы ждем больше доброго, чем от незнакомца в метро.» — а у тебя много знакомых, на которых родные срываются без причин?
      Не понял, как этот вопрос относится к теме статьи.

      > «Не таи злобу на человека, но пойди и лично поговори с ним.» — вообще это опасно, и в Притчах на этот счет двоякое мнение.
      В Притчах написано, что не надо обличать глупца, потому что он всё равно тебя не услышит. Здесь речь о другом — подойти к человеку и в беседе разрешить возникшие недопонимания. В ряде случаев это помогает, хотя, конечно, ситуации бывают разные.
      «Будь проще» — эту фразу надо читать в контексте статьи.

      А насчет Езекии — какой бы ни была его первая реакция (в Писании не сказано, что он обиделся, и я так не думаю), он тут же обратился к Господу и молился Ему (а не говорил дерзкие слова против Бога). Это очень мудро и правильно. И если я огорчился на человека — надо пойти к нему и переговорить. А не таить злобу или горечь в сердце или того хуже, делать исподтишка пакости. В общем, мне кажется, этим примером ты только подтвердил мысль о том, что надо пойти и поговорить с человеком. 🙂

      Андрей, ещё раз благодарю за высказанные мысли. 🙂 Для меня это ценно.

      Ответить на этот комментарий
  2. Андрей

    01. Дек, 2017

    🙂

    1. «Я не говорю, что в отношениях родных и близких мы не можем найти никакой любви. Слава Богу, что можем. Я говорю о том, что потребность человека в любви больше, чем нам могут дать родные и близкие.» — не понял.
    Без обид, но ты говоришь, как идеалист и, судя по аватарке, это хорошо для твоего возраста 🙂 Повышенная обидчивость — это тоже неплохо 🙂 Плохо, когда все наши (по)желания/ожидания исполняются бесприкословно.

    2. Не думаю, чтобы ты «всегда» хотел, чтобы тебя понимали с полуслова. Ты говоришь: о тех моментах, когда тебе бы хотелось, чтобы тебя поняли. А вот хотелось бы тебе, чтобы в твоей душе капались (при чем глубоко) пусть даже твои родные? Не знаю 🙂 И даже если тебя будут правильно понимать и тебе переживать/сочувствовать и тд — это очень эгоцентрично.

    3. «Но немало людей в таких случаях ругаются и скандалят.» — Юр, мало 🙂 Но некоторым это просто необходимо 🙂

    4. «Не понял, как этот вопрос относится к теме статьи.»
    У меня много знакомых семей и судя по разговорам: обида в семье не возникает из одной причины/поступка/слова (одну, две, три и 777 причин тебе простят), а вот незнакомец может на тебя выругаться (обидеться) или «подставить» тебя при случае (затаить обиду) только из-за того, что ты наступил ему на ногу. То есть накопить критическую массу ошибок/причин для обиды на человека вне семьи, в разы легче, чем в семье. Хотя семья — семье рознь 🙂

    5. «эту фразу надо читать в контексте статьи.» — 🙂

    6. «А насчет Езекии — какой бы ни была его первая реакция (в Писании не сказано, что он обиделся, и я так не думаю), он тут же обратился к Господу и молился Ему (а не говорил дерзкие слова против Бога).» — обида, по-моему, это действие (следствие), это причина. Помнишь притчи?
    как один хозяин виноградника звал работников поработать в своем винограднике… и как последние получили тоже, что и первые…
    или
    как один сын попросил свою долю наследства, а потом вернулся к отцу, и тот устроил для него пир, а старший встретил отца вне пира 🙂
    Думаешь, обида в том, что они начали выражать свое недовольство? или искать справедливости? Ах нет, извини в последней притче не сказано, что старший обиделся… 🙂
    Думаю: таишь ли ты в сердце — ты обижаешься, или идешь и высказываешь/мстишь/тп — ты обижаешься. Все дело в личном восприятии. Ты хорошо сказал про Езекию, наверно действительно такого человека сложно задеть обидой 🙂

    Ответить на этот комментарий
    • Yura Fedorenko

      09. Дек, 2017

      Итак, поехали. 🙂

      1. Я имею в виду, что мы порой бываем слишком требовательны к родным и близким, из-за чего порой возникают конфликты. По-моему, идеализм в данной ситуации — это вера в совершенную любовь в семье. 🙂 Я в неё не верю. А так полностью согласен, что плохо, когда наши желания беспрекословно исполняются. Но при этом не надо же обижаться! Поэтому с утверждением “Повышенная обидчивость — это тоже неплохо” я не могу согласиться.
      2. Думаю, в душе каждого человека есть “места”, которые он не хочет открывать даже самым близким. Это нормально. Но иногда ты хочешь, чтобы тебя поняли и тебе посочувствовали, а понять тебя из людей некому… Остается только Бог.
      3. Мало или немало — тут уж, наверно, вопрос личного опыта. А насчет того, что необходимо — да, есть точка зрения о том, что надо человеку “выпускать пар”. Но я всё-таки полагаю, что можно обойтись тем, что спокойно сказать о том, что тебе не нравится. Но не ругаться и скандалить. Тем более, христианину.
      4. Возможно. Наверно, в семьях обиды накапливаются постепенно, до какой-то критической массы. А насчет незнакомца — я имел в виду случайного встречного, который никак с тобой не связан. О мести с его стороны речи не идет. Про малознакомого человека я с тобой согласен, он может отомстить быстрее.
      5. Разобрались. 🙂
      6. В притче о работниках виноградника и притче о блудном сыне, как мне кажется, обиды были. “Думаю: таишь ли ты в сердце — ты обижаешься, или идешь и высказываешь/мстишь/тп — ты обижаешься. Все дело в личном восприятии”. Вот здесь, Андрей, полностью с тобой согласен. Обида, прежде всего, в сердце. Как именно она выражается — уже второй вопрос.

      Ответить на этот комментарий
  3. Андрей

    12. Дек, 2017

    Вот это диалог, так уж диалог 🙂

    Спасиб, Юр, за развернутые ответы 🙂

    Ответить на этот комментарий

Написать ответ