Источник моральных ценностей

6 сентября 2020 | Опубликовал: Yura F.

Меня всегда удивляло стремление людей к совершенству: к любви, добру, красоте, познанию истины. Все понимают, что идеалы в нашей жизни недостижимы, но тем не менее мечты о них сопровождают многих и многих. Как выразился немецкий философ Э. Кант, “это побуждает нас признать бытие причины, отличной от природы и не зависящей от нее”. Иными словами, начать говорить о существовании Бога.

Конечно, при желании можно чуть ли не все объяснить эволюционным процессом. Мол, стремление человека к идеалам дает возможность сделать мир лучше, а значит и повысить выживаемость вида в целом. Альтруизм появился оттого, что объединение усилий с другими людьми и взаимопомощь позволяют создать более продуктивную защиту и больше всего успевать, что в итоге также повышает конкурентоспособность популяции. Аналогично выводится происхождение и других норм поведения в обществе. Нередко люди вполне соглашаются с существованием абсолютных моральных ценностей, но при этом утверждают, что они сформировались сами по себе в результате естественного отбора.

Однако здесь у меня возникают определенные сомнения. Ведь у животных имеются такие нормы поведения, от которых порой волосы встают дыбом.  Например, владельцы зоопарков наблюдали, как самки медведей-губачей поедают свое новорожденное потомство. Однажды люди вмешались в этот процесс и спасли детеныша. Он оказался слабым и больным. Вероятно, самка таким образом стремилась сохранить ресурсы для более здоровых медвежат. Подобное наблюдали и у львиц: они иногда заставляют львят голодать до смерти, а затем пожирают их трупы. А первородные детеныши тигровых акул съедают эмбрионы остальных братьев и сестер прямо в утробе матери. С позиции естественного отбора вполне логично убить слабых, чтобы освободить место для сильных. Однако в наших глазах это выглядит неправильно, а потому мы заботимся о безнадежно больных детях, престарелых родителях, лечим тех, кто едва ли сможет принести пользу обществу. Но с чего бы это, если моральные ценности достались нам исключительно как плод эволюционного процесса?

Или возьмем, к примеру, пингвинов, которые многим нравятся за их внешнюю миловидность и привлекательность. Семейная жизнь этих птиц имеет немало темных сторон: более половины королевских пингвинов каждый сезон находят себе новых партнеров, в обмен на камни (материал для строительства гнезд) многие самки занимаются проституцией, наблюдается похищение птенцов друг у друга. А Дж. Левик, хирург и зоолог, входящий в состав экспедиции Р. Скотта, наблюдая за пингвинами, увидел еще больше малоприятных картин: групповые гомосексуальные оргии самцов, сексуальное насилие над птенцами, совокупление с мертвыми самками. Долгое время подготовленный им материал был запрещен к публикации из соображений нравственности. Вот такие ценности, доставшиеся в результате эволюционного процесса. Но мы же как-то не считаем подобные вещи нормой в человеческом обществе…

На мой взгляд, моральные принципы среди людей значительно отличаются от происходящего в мире животных. Причем в ряде случаев мы понимаем, как поступать правильно, однако далеко не всегда находим в себе силы это осуществить. А потом испытываем угрызения совести. Как будто у нас внутри есть некий моральный кодекс, которому на практике следовать не получается. И он во многом непохож на то, что мы наблюдаем в мире природы. А раз так, то, вероятно, он установлен кем-то извне, а не просто является продуктом естественного отбора…

my_photo

Юрий Федоренко

https://vk.com/fedyura11235

fedyura11235@mail.ru

Tags: , , , , , , ,

Написать ответ