Правильный выбор — надежная охрана
2 августа 2010 | Опубликовал: admin
Недавно сотрудники британского магазина компьютерных игр «GameStation» получили права на бессмертные души 7500 покупателей. Как это им удалось? Всего на день они добавили к пользовательскому соглашению пункт: «Размещая свой заказ через этот веб-сайт, вы соглашаетесь предоставить нам неотъемлемое право истребовать в любой момент, начиная с данной секунды, вашу бессмертную душу». Сделка-подделка.
Большинство пользователей Интернета не читают договоры, с которыми соглашаются. Поэтому 88% покупателей отдали свои души, даже не заметив этого. И лишь 12% отказались от сомнительной сделки (кстати, последние получили от магазина денежный приз занимательность в размере 5 фунтов).
Жизнь вознаграждает нас за благоразумие. А вот выбор, который мы делаем бездумно, часто оборачивается драмой. Все начинает выглядеть так, словно кто-то предъявляет нам права на нашу жизнь: мы можем потерять мир в семье, финансовую независимость, время, здоровье, даже душу по непонятной нам причине. Но на самом деле это, как правило, происходит по причине нами же заключенных соглашений, нами же сделанного выбора!
Девушка задается вопросом: «Почему семейная жизнь не приносит счастья?» А ведь, положа руку на сердце, она и не искала счастья, а просто убегала от своего страха остаться старой девой. И «убежала» за первого встречного — просто потому, что уже «пора, в моем-то возрасте». Молодой человек с хорошей зарплатой недоумевает: «Почему я в долгах? В этой стране невозможно жить!» Хотя дело не в стране. А во множестве кредитов на покупку новой машины, «крутого» телефона и прочих элементов имиджа, ведь «все так делают»! Парень занял деньги у будущего, а будущее взяло да наступило: пора платить по счетам+ Родители сетуют: «Почему сын так изменился? Возвращается поздно, начал курить, выпивать. А ведь хороший ребенок был, даже хотел стать священником!» Да, но отец посмеялся над таким желанием сына: «Что это за профессия? Разве это мужское дело? Что люди скажут?!» И вот настало время пожинать плоды. Или еще пример: хороший парень из соседнего подъезда стал много зарабатывать, создал семью, а потом вдруг «вышел» из окна, покончив с собой. Оказалось, несколько лет назад ему предложили бизнес — не очень честный, но выгодный, дающий большие быстрые доходы. Парень согласился на предложение. Но со временем «получестный» бизнес требовал все большего компромисса с совестью. Сосед все чаще нарушал свои принципы, а потом и закон. Его стали шантажировать недобросовестные партнеры, и он снова нашел быстрое «решение».
Часто большие проблемы начинаются с маленькой ошибки. В жизненном лабиринте мы незаметно сворачиваем на ту тропу, которая ведет в тупик. Как же не ошибиться, как научиться выбирать верный путь?
«Мелким шрифтом»
В притчах царя Соломона есть интересные слова: «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца» (Прит.12:2). Верны или ошибочны наши решения — это во многом зависит от мотивов нашего сердца, т.е. от того, что нами движет. Мотивы — истинные причины наших поступков. Решения, продиктованные ненадежными мотивами, уводят нас от цели, создают нам серьезные проблемы.
Поэтому, прежде чем принять какое-то решение, «поставить свою подпись под соглашением», стоит прочесть, что «написано мелким шрифтом» в нашем сердце — присмотреться к себе и к обстоятельствам. Задать себе вопрос: «Что мною движет? Почему я собираюсь поступить именно так?» И как можно честнее ответить.
Заглянув в свое сердце, мы можем обнаружить, что делаем выбор+ не собственный, а чужой, кем-то навязанный: пиарщиками и рекламщиками, друзьями, своими страхами. Получается, что мы поступаем не по своему рассуждению, а поддавшись давлению — внутреннему или внешнему. Внешнее давление — мнение людей или общественные стереотипы. Внутреннее давление — собственные страхи или слабости. Такой выбор нельзя назвать свободным. Поэтому нужно, пока не поздно, сказать себе «стоп!», если замечаешь в своем сердце следующие мотивы.
Страх. Часто именно он диктует людям, что делать. Страх успешно маскируется под заботу о будущем, под ответственность, даже под совесть. Но его можно отличить по нескольким признакам. 1 — чрезвычайное напряжение (порой даже физическое: напрягаются мышцы пресса, появляются проблемы с пищеварением). 2 — мучительное беспокойство, паника, как результат — суета. 3 — агрессия по отношению к тем, кто не хочет помочь. 4 — ощущение загнанности, бегства, мысли типа «я не переживу».
В этой ситуации хочется облегчить свое состояние любой ценой, и решение принимается в спешке. Вот как совершаются величайшие глупости.
Но не так страшен черт, как его малюют. По-настоящему мучительно не столько событие, которое якобы может произойти, сколько сам страх этого (еще апостол Иоанн заметил, что именно в самом страхе и заключается мучение: см. 1Иоанн.4:18). А лучшая защита от страха, как писал тот же Иоанн, — это любовь. Любовь самого Бога: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче!» (Римл.8:15). Если мы верим во Христа, то самого Бога можем называть Отцом и даже Папочкой (именно так переводится слово «авва»). Так что каждый верующий может взять да и рассказать о своих опасениях Папе. Он поможет нам разобраться со всем, что может случиться+ а если мы не сможем, — разберется сам!
Конформизм (чрезмерная зависимость от мнения окружающих). Характерный признак конформизма — желание оправдаться, даже если ты не виноват. «Что обо мне подумают?!» — забота об этом выходит на первый план. Под влиянием конформизма люди принимают самые разные решения: от невинных, типа «во что одеться», до абсурдных, вроде «попробовать ли наркотик».
Не зря все тот же мудрый Соломон писал: «Боязнь перед людьми ставит сеть, а надеющийся на Господа будет безопасен» (Прит.29:25). Спросите себя: что меня больше беспокоит — то, что я не прав перед Богом и совестью, или то, что я не понравился людям? Если правильный ответ — второй, то покайтесь+ в том, что на время поставили людей выше Бога. А потом напомните себе: «Я ведь не сто долларов, чтобы всем нравиться». Каждому угодить невозможно. И еще, кто-то метко сказал: «Не заботьтесь о том, что о вас подумают люди. Они слишком озабочены тем, что вы подумаете о них».
Не прогадать
Корысть, пресловутый золотой телец — еще один неверный мотив. Когда стремление к выгоде заставляет нас переступать через совесть, даже в «мелочах», — это первый признак сребролюбия. Второй его признак — нежелание обсуждать свое решение, продиктованное соображениями наживы, с людьми, которых мы знаем как кристально честных. Если замечаешь, что в сердце шевельнулся червячок сребролюбия, надо его+ заморить — в буквальном смысле, т.е. уморить. В противном случае этот червячок вырастет, займет центральное место в жизни и уморит нас: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:10). Многие принесли в жертву обогащению свои отношения с близкими, отношения с Богом, уважение к себе — буквально продали все это за деньги. И не стали счастливее.
Чтобы не подвергать себя лишним скорбям, выучите золотую фразу+ и если кто-то захочет «купить» за деньги вашу совесть, любовь, веру, самоуважение, — просто скажите: «Это не продается».
Стереотипы (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — это, согласно словарям, «застывшие» образы и представления о ком-то или чем-то. Привычное поведение по стандартным схемам. Иногда так поступать полезно. Но иногда «все богачи — воры», «все бабы — дуры», «все мужики — сво+» Знакомая песня? Однажды некий израильтянин Нафанаил, узнав, что Иисус — уроженец провинциального Назарета, так прямо и спросил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанн.1:46). Стереотип помешал ему разглядеть Сына Божьего.
Как узнать, что тобой движет стереотип, а не собственное понимание вещей? Нужно задать себе вопрос: «Почему я так думаю?» Тут-то все и выяснится. Ответы «потому что так принято», «потому что так сказали по телеку», «потому что тот человек напоминает мне одного плохого парня» и «э-э-э, не знаю» — говорят сами за себя: это стереотип, он, родимый! Он помешает разглядеть суть событий и сущность людей за внешними вещами. Сам Христос предостерегал нас от такого подхода: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоанн.7:24).
Лекарство от стереотипного поведения одно: думать, и думать самостоятельно. Давать себе отчет, что, как и почему собираешься сделать.
Важно выбирать, кого слушаешь, и понимать, на каком основании принимаешь решения. Нужно обдумывать свой выбор. Зачем? Чтобы это был действительно твой выбор. Чтобы прожить не чужую, продиктованную другими, а именно свою жизнь. Чтобы если уж придется отвечать за ошибки, то за собственные, а не за совершенные по чужой указке.
И чтобы не получилось, как у сына моих друзей. Когда ему было лет 8-9, приятель предложил ему: «Давай проколем шины в велосипеде одного парня!» (Потом выяснилось, что он был с тем парнем в ссоре). Мой юный знакомый согласился. Мальчишки совершили диверсию, но их вывели на чистую воду+ Ну, и натерпелся мой юный друг! Мало того, что от родителей ему влетело, так еще и несколько недель он ходил без карманных денег, лишенный всех своих маленьких детских радостей: соков, булочек и чипсов — выплачивал компенсацию за поврежденные шины.
Но обиднее всего было то, что, когда мальчика спросили: «А зачем ты порезал шины тому парню?» — он не знал, что ответить. Ведь ему это было не нужно.
Михаил Молотов, христианская газета «Колокол»
Без имени
11. Авг, 2010
Ну да, береженного Бог бережет..