Первый экзистенциалист
8 декабря 2017 | Опубликовал: Yura F.
Интересно, оценили ли по достоинству современные экзистенциалисты [экзистенциализм или философия существования — направление философии XX века, провозглашающее бытие человека иррациональным] изысканную иронию Екклесиаста в стихах 1:9-10: «И нет ничего нового под солнцем», — ничего, «о чем говорят: ‘Смотри, вот это новое’?» То, что в 1960-х выглядело дерзким иконоборством, оказалось всего лишь исполнением пророчеств усталого Учителя древности, который три тысячи лет назад предвидел весь спектр человеческих переживаний и, как ни удивительно, включил свои находки в книгу, ставшую частью Библии. Воистину, Екклесиаст — это книга на все века, и я приступил к исследованиям, чтобы понять ее пророческую значимость.
Едва я оправился от изумления, в которое меня повергло послание Екклесиаста, как передо мной встал ряд мучительных вопросов. Первый возник сразу же, поскольку я читал Ветхий Завет последовательно, книга за книгой: «Как Екклесиаст может сосуществовать со своей ближайшей соседкой — книгой Притчей?» Две более непохожих друг на друга книги тяжело себе и представить. Прочитайте их подряд, и у вас сразу же возникнет впечатление, что Екклесиаст — это нечто вроде насмешливого опровержения Притчей.
Через Притчи постигаются принципы жизни: познавай мудрость, поступай благоразумно, следуй правилам, и ты проживешь долгую, успешную жизнь. В Книге Екклесиаста от уверенного, менторского тона («Я знаю, как устроена жизнь, и тебе необходимо только следовать этим мудрым советам») не осталось и следа. На смену ему пришли обреченность и цинизм. Благоразумные, достойные уважения люди страдают и умирают точно так же, как и все остальные, а злые процветают и жиреют, хотя четкие формулы Притчей указывают на то, что все должно быть в точности наоборот. “Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!” (Екклесиаст, 8:14).
Подобное несоответствие между двумя соседними книгами Ветхого Завета меня всегда раздражало и огорчало. Я считал, что Библии следовало бы быть более последовательной. Впрочем, со временем я начал ценить подобное разнообразие, как одно из основных достоинств Ветхого Завета. Подобно очень длинной симфонии, он содержит в себе как радостные, так и унылые пассажи, каждый из которых вносит свой вклад в общую картину. Ветхий Завет отражает все, что мы переживаем: иногда — испытания Иова, иногда — безмятежность Псалма 22, живя в мире, где события разворачиваются то по принципам Притчей, то согласно резким противоречиям Екклесиаста.
Из книги Ф. Янси “Библия, которую читал Иисус”
Андрей
08. Дек, 2017
Вообще не согласен с г-ном Янси.
Вообще, интересно по подробнее почитать в чем он видит расхождение. Как-то в моем понимании эти книги не разрывны. Притчи в строгости, а в Екк. в простоте рассказывают о мудрости (и вышней и житейской).
Кстати, лично я, никак не могу понять зачем и к чему написана Песнь песней. Да еще и тому же после Екк.?? Вот серьезно: в чем смысл в Библии после наставления/поучения делать вот такую вставку?? г-н Янси лучше б над этим подумал, вообще не логичная: ни по повествованию ни по смыслу (между книгами о наставлении и пророческими книгами вот такое вот вставлять).
Yura Fedorenko
14. Дек, 2017
Андрей, почитать подробнее можно в книге Ф. Янси «Библия, которую читал Иисус», глава 5 (Екклесиаст: итоги мудрости). Книгу можно найти в интернете.
Насколько я понял, расхождение Янси видит в том, что согласно Притчам жизнь устроена по строгим законам (поступай мудро — и будет тебе благо), а в Екклесиасте говорится о том, что далеко не всегда так бывает на нашей земле. Порой нечестивые процветают, а праведникам приходится страдать. И то, и другое в свою меру верно по отношению к нашему миру, это и отмечает в конце Ф. Янси.
По поводу Песни Песней. Возможно, Ф. Янси об этом тоже подумал, можешь поискать. 🙂
Насколько я понимаю, эта книга стоит после Екклесиаста, потому что её автором считается Соломон. Т.е. идут подряд 3 книги одного автора (Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней). Иудейское предание гласит, что Соломон написал Песнь песней в молодости, Притчи – в зрелые годы, а Екклесиаст — в старости, устав от мира. На мой взгляд, Песнь песней можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это книга, где содержится прообраз любви Бога к Своему народу. С другой стороны, это книга, где воспевается чистая любовь в браке. Тоже ведь важная сторона в жизни человека. В наше время, когда институт семьи в значительной мере подорван, очень даже актуально.