Как 25 декабря стало Рождеством

25 декабря 2014 | Опубликовал: Alena Dorofeeva

christmas-01

Покрытый снегом маленький город Вифлеем на картине маслом Питера Брейгеля 1566 г. Несмотря на то, что ежегодно рождение Иисуса отмечают 25 декабря, Лука и другие евангелисты не дают указания конкретного времени года Его рождения. Скала/Ресурс искусства, Нью-Йорк.

25 декабря христиане всего мира собираются вместе, чтобы отпраздновать рождение Иисуса. Радостные песнопения, особенные богослужения, обёрнутые яркой бумагой подарки, праздничная пища – всё это характеризует сегодняшний праздник, по крайней мере, в северном полушарии. Как же возник праздник Рождества Христова? Как 25 декабря стало связанно с рождением Иисуса?

В Библии есть несколько подсказок: о праздновании Рождества Иисуса не упоминается в Евангелиях или Деяниях; не указана ни дата, ни даже время года. Библейская ссылка на пастухов, охранявших свои стада в ту ночь, когда они услышали весть о рождении Иисуса (Лука 2:8), наталкивает на мысль о сезоне весеннего ягнения; с другой стороны, прохладный декабрь – хорошее время для загона скота. И всё же большинство учёных призывают к осторожности при извлечении такой точной, но случайной детали из повествования, направленность которого является скорее теологической, чем календарной.

Небиблейские сведения первого и второго столетий также скудны: о праздновании Рождества не упоминается в сочинениях раннехристианских авторов, таких как: Ириней (130-200гг.) или Тертуллиан (160-225 гг.). Ориген Александрийский (165-264 гг.) доходит до того, что начинает высмеивать празднование римлянами годовщин со дня рождения, отвергая их как «языческие» обычаи – верный признак того, что в то время в том месте рождение Иисуса не было отмечаемо подобным торжеством[1]. Насколько мы можем судить, в этой точке планеты Рождество не праздновалось совсем.

Это резко контрастирует с очень ранним возникновением традиций, связанных с последними днями жизни Иисуса. Каждое из четырёх Евангелий содержит подробную информацию о времени смерти Иисуса. По словам Иоанна, Иисуса распяли, как приносимого в жертву пасхального агнца. Это могло произойти в 14 день еврейского месяца Нисана, непосредственно перед наступлением на закате солнца еврейского праздника (начала 15 дня, поскольку по еврейскому календарю день начинался при закате солнца). В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, говорится, однако, что Вечеря Господня происходила после заката, в начале 15 дня. Иисус был распят следующим утром – всё ещё 15 дня.

Пасха, гораздо ранее ставшая событием, чем Рождество, была просто постепенным христианским переосмыслением еврейской пасхи с точки зрения страданий Иисуса Христа. Её соблюдение могло подразумеваться в Новом Завете (1 Коринфянам 5:7-8: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать…»), конечно, отчётливо христианским этот праздник стал только к середине второго столетия, когда появился апокрифический текст, известный как послание к Апостолам, в котором Иисус даёт указание своим ученикам «творить воспоминание о [Его] смерти, или Пасху».

Служение Иисуса, Его чудеса, страдания и воскресение, как правило, вызывали наибольший интерес у христианских авторов первого и второго столетий после Р. Х. Но со временем стал возрастать интерес к происхождению Иисуса. Мы можем увидеть это изменение уже в Новом Завете. В наиболее ранних посланиях – Павла и Марка – нет упоминаний о рождении Иисуса. Евангелия  от Матфея и Луки содержат общеизвестные, но абсолютно разные описания события – хотя ни одно из них не указывает дату. Во втором столетии после Р. Х. последующая детализация рождения и детства Иисуса Христа связана с апокрифическими сочинениями, такими как Евангелие детства Иисуса от Фомы и Протоевангелие от Иакова. В этих текстах отмечено всё от имён бабушек и дедушек Иисуса до деталей его образования – но нет даты Его рождения.

Наконец, примерно в 200 г. от Р. Х. в Египте христианский учитель даёт ссылку на дату рождения Иисуса Христа. По словам Клемента Александрийского, различные христианские группы предоставили несколько разных дат. Удивительным оказалось то, что Клемент не упомянул 25 декабря вовсе. Клемент пишет: «Люди, которые определили не только год рождения нашего Господа, но и день, говорят, что оно произошло в 28 год правления Августа, в 25 день [египетского месяца] Пахон [20 мая по нашему календарю]… Вспоминая о Его страданиях, некоторые с высокой степенью точности говорят, что Спаситель претерпел их в 16 год правления Тиберия, 25 Фаменофа [21 марта], другие – 25 Фармуфа [21 апреля], другие – 19 Фармуфа [15 апреля]. Кроме того, некоторые говорят, что Он родился 24 или 25 Фармуфа [20 или 21 апреля].»[2]

Очевидно, что в конце второго столетия возникла большая неопределённость, и появился огромный интерес к датировке рождения Иисуса. Однако к четвёртому столетию мы находим ссылки на две даты, которые получили широкое признание – и сейчас также отмечаются – как День рождения Иисуса Христа: 25 декабря в западной Римской Империи и 6 января на востоке (особенно в Египте и Малой Азии). Современная Армянская церковь продолжает отмечать Рождество 6 января; для большинства христиан, однако, оно наступает 25 декабря, а 6 января в конце концов становится праздником Богоявления, ознаменованным приходом волхвов в Вифлеем. Промежуток времени между ними стал сезоном праздников, позже известным под названием 12 дней Рождества.

Наиболее раннее упоминание 25 декабря как дня рождения Иисуса обнаружено в Римском альманахе середины четвёртого века, в котором приводятся даты смерти различных христианских епископов и мучеников. Первая обозначенная дата, 25 декабря, отмечена словами natus Christus in Betleem Judeae: «Рождение Христа в Вифлееме Иудейском»[3]. Приблизительно в 400 веке н. э. Августин Аврелий упоминает локальную раскольническую христианскую группу донатистов, которые, по-видимому, отмечали Рождество 25 декабря, но отказывались от празднования Богоявления 6 января, рассматривая это как новшество. Поскольку группа донатистов возникла во время преследования христиан Диоклетианом в 312 году н. э., а затем упорно придерживалась христианской практики этого времени, по всей вероятности, она представляет самую древнюю северо-африканскую христианкую традицию.

На востоке 6 января изначально не было связано только лишь с волхвами, а с Рождественской историей в целом.

christmas-02

В этом элементе изображения Благовещения мастера Бертрама 14 века, младенец Иисус спускается с небес с крестом на спине. Зачатие Иисуса несёт с собой обещание спасения посредством Его смерти. Возможно, ранняя Церковь не случайно отмечала зачатие и смерть Иисуса в один и тот же календарный день: 25 марта – ровно за 9 месяцев до 25 декабря. Кунстхалле, Гамбург/Библиотека Искусства Бриджмена, Нюь-Йорк.

Таким образом, почти 300 лет спустя после рождения Иисуса мы, наконец, встречаем людей, отмечающих Его рождение в середине зимы. Но как они остановились на датах 25 декабря и 6 января?

На сегодняшний день существует две теории: одна из них очень популярна, другую за пределами научных кругов можно услышать намного реже (хотя она и более старая)[4].

Наиболее активно прививаемая теория о происхождении даты Рождества заключается в том, что она была заимствована из языческих праздников. У римлян праздник Сатурналии приходился на конец декабря, варварские народы Северной и Западной Европы отмечали праздники примерно в то же время. В довершение всего, в 274 году н.э. римский император Аврелиан установил праздник рождения Sol Invictus (Непобедимого Солнца) 25 декабря. Утверждается, что в действительности Рождество отделилось от этих языческих праздников солнца. Согласно этой теории, ранние христиане преднамеренно выбрали эту дату, чтобы посодействовать распространению Рождества и христианства на территории Римской Империи: если Рождество будет выглядеть как языческий праздник, больше язычников будет расположено как к самому празднику, так и к Богу, рождением Которого он ознаменован.

Несмотря на популярность в настоящее время, эта теория происхождения Рождества имеет свои недостатки. С одной стороны, упоминаний об этом не найдено ни в одной из древних христианских рукописей. Христианские авторы того времени не отмечают связи между солнцестоянием и рождением Иисуса: отец церкви Амвросий (ок. 339-397) описывал Христа как солнце правды, которое затмило падших богов старого обряда. Но ранние христианские писатели никогда не намекали на какую-либо календарную разработку, очевидно, они не думали о том, что дата была выбрана Церковью. Скорее они считали совпадение признаком провидения, как естественное доказательство того, что Бог поставил Иисуса над ложными языческими богами.

Доводов в пользу этой теории не встречается вплоть до 12 века, где мы находим первое предположение о том, что празднование рождения Иисуса было преднамеренно установлено в дни языческих праздников. Заметка на полях рукописи трудов сирийского библейского комментатора Дионисия бар-Салиби гласит о том, что в древности праздник Рождества был фактически перенесён с  6 января на 25 декабря, так что он попал на ту же самую дату, что и языческий праздник Sol Invictus[5]. В 18 и 19 века исследователи Библии, подстрекаемые новым изучением сравнительной религии, подхватили эту идею[6]. Они утверждали, что поскольку ранние христиане не знали, когда родился Иисус, то просто приспособили языческий праздник солнцестояния под собственные цели, назвав его днём рождения Мессии.

Более поздние исследования показали, что многие современные атрибуты праздника действительно отражают языческие обычаи и были заимствованны намного позже, по мере распространения христианства по территории Северной и Западной Европы. Например, рождественская ёлка связана с практикой средневековых друидов. Этот факт только даёт основания современной публике полагать, что дата также должна быть языческой.

Однако, как отмечают исследователи, у этой популярной теории есть недостатки. Самый главный – первое упоминание даты Рождества (ок. 200) и наиболее ранних его празднований, о которых нам известно (ок. 250-300), приходится на период, когда христиане не занимали из языческих традиций ничего, что носило бы столь очевидный характер.

Конечно, христианская вера и практика не формировались в изоляции. Большинство ранних элементов христианского поклонения – включая евхаристическую пищу, пищу для почтения мучеников и наиболее ранний обряд погребения – были вполне приемлемыми для приверженцев язычества. Тем не менее в течение первых нескольких веков н.э. преследуемое христианское меньшинство стремилось дистанцироваться от более массовых общественных языческих религиозных обрядов, таких как жертвоприношения, игры и праздники. Это имело место и во времена жестоких преследований христиан, проводимых римским императором Диоклетианом между 303 и 312 годами н.э.

Ситуация изменилась только после обращения Константина в христианство. С середины четвёртого века мы начинаем встречать христиан, адаптирующих и христианизирующих языческие праздники. Известным сторонником подобной практики был Папа Григорий Великий, который в 601 году н.э. отправил письмо христианским миссионерам в Британии с советом не разрушать местные языческие храмы, а превращать их в церкви, а языческие праздники отмечать как праздники христианских мучеников. В это время Рождество могло приобрести некоторые языческие атрибуты. Но у нас нет доказательств того, что христиане заимствовали языческие праздники в третьем веке, в то время, когда была установлена дата Рождества. Таким образом, избрание даты по принципу совпадения с языческими праздниками солнца представляется маловероятным.

Считается, что праздник был установлен 25 декабря до 312 года – до Константина и его обращения. По-видимому, донатисты Северной Африки знали о нём до этого времени. Кроме того, в середине – конце четвёртого века руководители церкви Восточной Империи были заняты не введением празднования дня рождения Иисуса, а смещением декабрьской даты ко дню их традиционного празднования Рождества 6 января[7].

Существует другой подход к объяснению происхождения Рождества 25 декабря: как ни странно, разгадка даты рождения Иисуса может крыться в датировке смерти Иисуса на Пасху. Эта точка зрения впервые была высказана французским учёным Луи Дюшеном в начале 20 века, позднее она была полностью разработана американцем Томасом Тэлли[8]. Но, конечно, они были не первыми, кто обнаружил связь между традиционной датой смерти Иисуса и датой Его рождения.

Примерно в 200 г. н.э. Тертуллиан Карфагенский предоставляет расчёт, по которому 14 день Нисана (день казни по Евангелию от Иоанна) в год смерти Иисуса соответствовал 25 марта по Римскому (солнечному) календарю[9]. Конечно, 25 марта наступает девятью месяцами раньше 25 декабря, и позднее этот день стали отмечать как праздник Благовещения – ознаменование зачатия Иисуса[10]. Таким образом, полагают, что что Иисус был зачат и распят в один и тот же день года. Ровно 9 месяцев спустя, 25 декабря, Он родился.

Эта мысль появляется  в анонимном христианском труде под названием О солнцестоянии и равноденствии, который, как полагают, был написан в четвёртом веке в Северной Африке. Труд гласит: «Поэтому наш Господь был зачат на восьмую календу[a] апреля, в марте [25 марта], это день страданий Господа и день Его зачатия. В этот день Он был зачат, в этот же день Он и пострадал»[11]. Исходя из этого, труд датирует рождение Иисуса днём зимнего солнцестояния.

Августину также была известна эта взаимосвязь. В труде О Троице (ок. 399-419) он пишет: «Ибо Он [Иисус], как полагают, был зачат 25 марта, в тот же день, в который пострадал; так чрево Девы, в котором Он был зачат и которым ни один из смертных не был рождён, соответствует новому гробу, в котором Он был похоронен и в который не был положен ни один человек ни до Него, ни после. Он родился, соответственно, 25 декабря.[12]»

На востоке дата зачатия и дата смерти Иисуса также были связаны. Но вместо того, чтобы отталкиваться от 14 Нисана по еврейскому календарю, жители востока использовали 14 число первого весеннего месяца (Artemisios) своего местного Греческого календаря – по-нашему 6 апреля. 6 апреля наступает ровно на девять месяцев раньше 6 января – восточной даты Рождества. Также есть доказательства, что на востоке апрель ассоциировался с зачатием Иисуса и Его распятием. Епископ Епифаний из Саламиса пишет, что 6 апреля «Агнец был зачат в непорочном чреве Святой Девы, Тот, Который принёс Себя в жертву за грехи всего мира.»[13] И сегодня Армянская Церковь отмечает Благовещение в начале апреля (7, а не 6), а Рождество 6 января.

То есть христиане двух частей света определили дату рождения Иисуса на основании того, что Его смерть и зачатие произошли в один и тот же день (25 марта или 6 апреля), и пришли к близким, но разным результатам. (25 декабря и 6 января).

Взаимосвязь зачатия и смерти Иисуса, конечно, может показаться странной современным читателям, но она отражает древние и средневековые представления о тесном переплетении между собой всего, что касается спасения. Наиболее яркое выражение эти представления находят в христианском искусстве. В многочисленных изображениях явления Ангела Марии – момента зачатия Иисуса – младенец Иисус показан спускающимся с небес с маленьким крестом (см.элемент изображения Благовещения мастера Бертрама); наглядное упоминание о том, что зачатие ознаменовано обещанным спасением через смерть Иисуса.

Понятие о том, что сотворение и искупление должно было происходить в одно и то же время года находит отражение и в древне-еврейской традиции, описанной в Талмуде. Вавилонский Талмуд сохранил спор двух раввинов, живших во втором веке н. э. и разделявших эту точку зрения, но расходившихся во мнениях относительно даты: раввин Елиезер утверждает: «В Нисане был сотворён мир; в Нисане родились патриархи, на Пасху родился Исаак… и в Нисане они [наши прародители] были искуплены.» (Другой раввин, Иисус, датировал эти же самые события следующим месяцем, Тишрей.)[14] То есть, даты Рождества и Богоявления могли возникнуть в результате христианских богословских размышлений следующего порядка: Иисус должен был быть зачат в тот же день, в который умер, и родиться спустя девять месяцев.[15]

В конце концов вопрос «Как 25 декабря стало Рождеством?» остался открытым. Мы не можем быть вполне уверенными. Элементы праздника, которые возникали, начиная с четвёртого века до современности, могли быть взяты из языческих традиций. Но фактическая дата скорее берёт своё начало от иудаизма – от смерти Иисуса на Пасху и от понимания раввинов, что величайшие события должны были происходить в одно и то же время года – чем от язычества. С другой стороны, понимание циклических процессов и обращения Божьего искупления могло оказать влияние на языческих римлян, которые отмечали Sol Invictus, а в последствии и на многие другие народы.[16]


[1] Ориген, Проповедь на Левит, 8.

[2] Клемент, Строматы 1.21.145. Кроме того, создаётся впечатление, что у христиан на родине Клемента в Египте сохранились воспоминания о принятии крещения Иисусом – иногда понимаемом как момент Его Божественного выбора, и отсюда как альтернативную историю «воплощения» — в тот же самый день(Строматы 1.21.146). См. также Томас. Дж. Тэлли, Истоки Церковного года, 2е изд. (Колледжвиль, Миннесота: Литургическая пресса, 1991), с. 118-120, опираясь на Роланд. Х. Баинтон, «Хронология и интерпретация Нового Завета василидиан», Журнал Библейской Литературы 42 (1923), с. 81-134; и особенно на Габриэле Винклер, «Пролитие света на крещение Иисуса и происхождение праздника Богоявления», под ред. Максвелла Джонсона, Между памятью и надеждой: Чтения по Церковному году (Колледжвиль, Миннесота: Литургическая пресса, 2000), с. 291-347.

[3] Филокалианский календарь.

[4] Богословы истории Церкви англоязычного мира особенно скептически относятся к связи с «солнцестоянием»; см. Сьюзен К. Ролл, «Происхождение Рождества: состояние вопроса» в Между памятью и надеждой: Чтения по Церковному году (Колледжвиль, Миннесота: Литургическая пресса, 2000), с. 273-290, особенно с. 289-290.

[5] Заметка на полях рукописи Дионисия Бар Салиби, д. 1171; см. Тэлли, Происхождения, с. 101-102.

[6] Наиболее выдающимся среди них был Пол Эрнст Яблонски; по истории исследований см. в частности Ролл «Происхождение Рождества», с. 277-283.

[7] Например, Григорий Богослов, Oratio 38; Иоанн Златоуст, In Diem Natalem.

[8] Луи Дюшен, Происхождение христианского культа, 5 изд. (Париж: Thorin et Fontemoing, 1925), с. 275-279; и Тэлли, Происхождения.

[9] Тертуллиан, Adversus Iudaeos 8.

[10] Имеются другие тексты, относящиеся к этому элементу аргументации, включая сочинения Ипполита и (псевдо-Киприанское) De Pascha computus; см. Тэлли, Происхождения, с. 86, 90-91.

[11] De solstitia et aequinoctia conceptionis et nativitatis domini nostril iesu Christi et iohannis baptistae.

[12] Августин, Проповедь 202.

[13] Епифаний, цитируемый в Тэлли, Происхождения, с. 98.

[14]  Рош а-Шана 10б-11а.

[15] Тэлли, Происхождения, с. 81-82.

[16] По двум теориям как ошибочным альтернативам см. Ролл, «Происхождения Рождества».


[a] Календа – первое число месяца у древних римлян (прим. переводчика).

 

Источник: http://www.biblicalarchaeology.org

Tags: , , ,

3 комментария в “Как 25 декабря стало Рождеством”

  1. Оксана

    24. Дек, 2012

    можно было по проще) так заумно! читать даж не хочется)

    Ответить на этот комментарий
  2. Лида

    25. Дек, 2012

    Скорее всего, всё-таки первая точка зрения правильная — приурочили Рождество к зимнему солнцестоянию, обратив языческий праздник в христианский)))

    Ответить на этот комментарий
  3. Лида

    25. Дек, 2012

    С Рождеством!!

    Ответить на этот комментарий

Написать ответ