Как христианство изменило семейную жизнь?
19 августа 2016 | Опубликовал: Yura F.
Сегодня мы видим как в развитых странах Европы и США жажда материальных благ вытесняет духовные потребности. Ярким показателем этой тенденции является массовое перепрофилирование храмов в культурные или развлекательные учреждения. Прежние места богослужений порой просто превращаются в барные стойки, за которыми люди пьют пиво. Мы наблюдаем, как многие представители, так называемой, интеллектуальной элиты общества с едкими насмешками отзываются о христианстве, а либеральные идеи становятся все более популярными. Смотря на все это, хочется напомнить, что современные успешные страны, будь то Европа или США, во многом своим уровнем развития обязаны именно христианству.
В качестве примера приведу институт семьи, который, к сожалению, сегодня на Западе стремительно разрушается. Посмотрев, в каком состоянии находилась семейная жизнь в древнем мире, можно хорошо понять, насколько христианство изменило эту сферу. Я не буду говорить о диких племенах, наоборот, мы посмотрим на развитые языческие цивилизации.
Начнем с Древней Греции. Считается, что в этой стране философия, искусство и культура находились на высоком уровне, однако состояние института семьи там оставляло желать лучшего. Так, проституция являлась существенной частью греческой жизни. Известный оратор Демосфен изложил нормы своего времени следующим образом: «У нас есть куртизанки для наслаждения, наложницы для сожительства, и жены, которые рождают нам законных детей и заботятся о нашем хозяйстве». Женщина не принимала участия в общественной жизни, все сводилось к тому, чтобы, как писал Ксенофонт, «она как можно меньше видела, слышала и спрашивала». Сократ говорил: «Есть ли кто-то, кому вы доверяли более серьезные дела, чем вашей жене, и есть ли кто-то, с кем бы вы говорили меньше, чем с ней?» Жена грека должна была вести домашнее хозяйство, заботиться о его законных детях, а общение и удовольствие он искал в других местах. Более того, в Греции не было судебной процедуры для разводов. Как кто-то сказал, развод был делом случая и каприза. Женщине была оставлена только одна гарантия – ее приданое должно было быть возвращено. Семейный очаг и семейная жизнь угасали, а супружеской верности не было.
В Древнем Риме дело обстояло еще хуже, там вырождение приняло катастрофический характер. К первому столетию нашей эры семейная жизнь в Риме была разрушена до основания. Римский поэт и философ Сенека писал, что женщины выходят замуж, чтобы развестись, и разводятся чтобы выйти замуж. Римляне не вели последовательного летоисчисления; годы назывались по именам консулов. Сенека же говорил, что женщины вели счет годам по именам мужей. Один римский поэт писал о женщине, которая была в двадцать третий раз замужем, причем она сама была у своего мужа двадцать первой женой. Римский император Август потребовал у Тиберия Нерона, чтобы он развелся со своей женой Ливией, которая в это время была беременна, чтобы самому жениться на ней. Конечно, не стоит говорить, что верности вовсе не было. Светоний Транквилл рассказывает о римской женщине Маллонии, которая предпочла покончить самоубийством, чтобы избежать ласк императора Тиберия. Но не будет преувеличением сказать, что вся среда в Риме была пропитана супружеской неверностью. Брачным узам грозила полнейшая катастрофа.
И вот на сцене языческого мира появляется апостол Павел, слова которого звучат подобно яркому свету среди темной ночи: “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа” (Библия, послание к Ефесянам, 5:25-26, 28, 33). Сегодня большинство людей подобным образом представляют семейную жизнь, по крайней мере, в идеале, но во времена апостола Павла этот призыв к нравственности и к искреннему общению в брачной жизни был совершенно новым. В общем, невозможно преувеличить очистительное влияние, которое оказало христианство на семейную жизнь древнего мира и блага, которые оно принесло женщинам. Поэтому, если вас спрашивают, что христианство дало этому миру, можете начать с семейной жизни.
При написании использовались комментарии У. Баркли к Новому Завету
Свежие комментарии