Фарисей и мытарь
10 февраля 2014 | Опубликовал: Nadya
Однажды Иисус Христос рассказал такую притчу (Евангелие от Луки 18:10-14):
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Фарисей – образованный человек, прекрасно знающий Священное Писание, чётко совершающий все обряды и соблюдающий все традиции, рассказывает Богу о себе: не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, и главное — не такой, как этот мытарь. Он не пытался обмануть Бога, — всё, что он говорил в молитве, было правдой. Фарисей действительно был безупречным человеком, и даже после самого пристального взгляда на его жизнь нельзя было бы сказать что-то осуждающее в его адрес.
Мытарь же был ему полной противоположностью. Во времена Христа мытари считались предателями и врагами своего народа, и даже простое общение с таким человеком не одобрялось. Они притесняли людей, вымогая у них деньги, — причём, не только в пользу Римской империи, но и для себя, — за что нередко обвинялись в хищениях и воровстве. Но вот этот мытарь, такой далекий от религии человек, понимал, что его жизнь мало похожа на порядочную. И его молитва к Богу состояла только из слов покаяния: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику».
Фарисей и мытарь. Оба идут в храм. Оба молятся. Оба говорят Богу правду. Но Иисус обращает внимание именно на молитву мытаря. Чем же так особенна молитва этого грешного человека? В своём обращении к Богу фарисей сравнивает себя с людьми, на фоне которых он выглядит святым. А если я и так лучше всех, то зачем мне расти дальше? Мытарь же своим стандартом определил не человека, но Самого Бога, и поэтому понимал, что ему всегда есть к чему стремиться.
А кто сегодня является твоим стандартом?
Сергей МИРОШИН
Игорь
28. Фев, 2014
«Фарисей действительно был безупречным человеком, и даже после самого пристального взгляда на его жизнь нельзя было бы сказать что-то осуждающее в его адрес»
Простите, с этим не могу согласиться, и вот почему. Посмотрите с чего начинает молитву фарисей — «Боже, благодарю Тебя…», и вот здесь, по сути, молитва и заканчивается, потому что дальше есть только одно действующее лицо — фарисей. Поэтому этот монолог назвать молитвой нельзя. Это не что иное как самолюбование, которое, понятно, отчего происходит — конечно же от гордости. А про гордость мы помним что писал апостол Пётр:
«…все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).
Посмотрите как он смотрит на остальных людей — есть только один он, все остальные хуже него, а значит не ровня ему. Это и придаёт ему уверенности в своей праведности и непогрешимости. Он возвышает себя над всеми, считая себя лучше их, а это и есть грех!
Поэтому, глядя на то, что выходит из уст этого фарисея становится совершенно понятно, что он очень далёк от Бога, несмотря на то, что скурпулёзно старался исполнять обрядовую часть закона. О таких людях говорил Господь через пророка Исайю:
«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13)
Поэтому-то мытарь, осознавая свою греховность пред Богом, и был Им оправдан, а фарисей — нет.