Мегафон Бога

8 сентября 2017 | Опубликовал: Yura F.

Чем может Бог привлечь наше внимание? Что может убедить восставших людей в том, что творение живет не так, как должно, не так, как имел в виду Бог?

Клайв Льюис ввел в оборот фразу: «Боль — мегафон Бога». «Бог шепчет нам посредством наслаждений, говорит посредством совести и кричит посредством боли, — пишет он. — Это Его мегафон, предназначенный для пробуждения оглохшего мира».

Слово «мегафон» очень подходит к боли, потому что по своей сути она — кричащая. Если я подверну лодыжку или ударю палец, боль подает в мозг громкое сообщение о том, что что-то не в порядке. Также и наличие страдания в нашем мире говорит, мне кажется, о том, что в мире что-то не в порядке. Страдание останавливает нас на наших путях и заставляет переосмыслить наши ценности.

Мы можем думать, что цель жизни — жить с удобствами; и многие люди так и считают. Ублажай себя, построй хороший дом, вкусно питайся, кого-то люби и живи хорошей жизнью. Вот и все. Но наличие страдания усложняет такой подход к жизни. Трудно поверить, что мир предназначен для того, чтобы я веселился, если треть населения голодает. Трудно поверить, что цель жизни в том, чтобы хорошо себя чувствовать, когда я вижу, как на дороге машина сбивает подростка. И если мне хочется убежать в гедонизм, — страдания и смерть витают неподалеку, преследуя меня и напоминая о том, какой эфемерной была бы жизнь, если бы я знал только этот мир.

Страдание — иногда ноющее, иногда кричащее — говорит о том, что состояние человечества никуда не годится. Что-то не в порядке с жизнью, которая полна войн, насилия и трагедий. Тот, кто хочет находить удовлетворение в этом мире, кому хочется думать, что цель жизни состоит в удовольствиях, должен закрывать уши, потому что мегафон боли включен на всю громкость. Три столетия назад французский математик Блез Паскаль переживал за своих друзей, которые, как он считал, избегают самых главных вопросов в жизни. Вот как он характеризовал их — эта характеристика похожа на пародию.

«Я не знаю, кто поселил меня в этот мир, не понимаю этот мир, не понимаю самого себя. Я вообще чрезвычайно мало знаю… Знаю только, что скоро мне надлежит умереть, но об этой самой неизбежной смерти я не знаю ничего вообще. Я не знаю, откуда пришел. И точно так же мне неизвестно, куда уйду. Либо исчезну, либо впаду в руки разгневанного Бога — не знаю, в какой из этих двух областей я останусь навеки. Таково мое состояние, полное слабости и неизвестности. И из всего этого я делаю следующее заключение: я буду проводить все дни своей жизни, не пытаясь узнать, что со мной произойдет. Возможно, ответы на эти вопросы и существуют, но зачем мне это? Я не стану предпринимать никаких шагов для достижения ответа».

Паскаль в удивлении покачивал головой, глядя на людей, которые занимаются пустяковыми, а иногда и важными делами, но игнорируют самый основной вопрос.

«Это необъяснимое наваждение, сверхъестественная дремота», — говорил он. Некоторые другие религии пытаются отречься от боли, подняться выше нее. А христианство утверждает, что страдание существует и является доказательством падшего состояния человечества. Можно не принимать христианские объяснения об источнике страдания, а именно тот факт, что страдание вошло в мир вследствие неправильного использования человеком свободы. Однако, по крайней мере, концепция великого, но падшего мира соответствует сегодняшней реальности. Она отвечает двойственной природе мира и нас самих.

Иногда, конечно, мегафон боли производит обратный эффект: в результате страданий люди отворачиваются от Бога. С другой стороны, боль может приблизить человека к Богу. Можно поверить Богу, который говорит, что этот мир — это еще не все. Можно довериться Ему в том, что Он готовит совершенный мир для тех, кто последует за Ним на этой разоренной болью планете.

Нам кажется, что мы достаточно сильны, чтобы управлять своим миром без боли и страданий, назойливо напоминающих нам о нашей зависимости. Нам кажется, мы достаточно мудры, чтобы принимать решения относительно морали, жить правильно без мегафона боли, оглушающего нас. Но, как доказывает история Эдемского сада, мы ошибаемся. Мужчина и женщина, жившие в мире без страданий, пошли против Бога. Также и мы, потомки Адама и Евы, имеем право на выбор. Мы можем довериться Богу — Или же можем обвинять Его, а не себя самих, в том, что происходит в мире.

Из книги Ф. Янси «Где Бог, когда я страдаю?»

Tags: , , , , , ,

8 комментариев в “Мегафон Бога”

  1. Андрей

    13. Сен, 2017

    Юр, и ты, как репостер, с этим согласен?
    «Страдание — иногда ноющее, иногда кричащее — говорит о том, что состояние человечества никуда не годится.»
    Да, это нормальное состояние не только человека, но и общества.
    Наличие боли и страдания — как продолжительной боли, говорит, что человек (общество) просто напросто живой.

    У г-на Льюиса, конечно интересная теория, но она наверное точечная — под какой-то конкретный разговор.

    Ответить на этот комментарий
    • Yura Fedorenko

      16. Сен, 2017

      Андрей, в нашем мире действительно невозможно мыслить жизнь в отрыве от боли и страданий. Но это не потому что жизни без боли не бывает, а потому что мир поражен грехом (т.е. с нашим миром, мягко говоря, не все в порядке).
      Адам и Ева в раю не имели страданий. Означает ли это, что они не были живыми?
      Согласно Библии, в вечности со Христом мы также не будем иметь страданий. Означает ли это, что наше состояние в вечности нельзя будет назвать жизнью?

      Ответить на этот комментарий
      • Андрей

        18. Сен, 2017

        «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.»

        Не видел как жил Адам (и в библии не написано: получал ли он ушибы и ссадины/переломы и тд, может он старадал от одиночества (до создания Евы) и пт).

        Не знаю, что будет в вечности, знаю, что «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.» Он Сам заботится о нас здесь и там (думаю вечность уже началась, просто «там» она продолжится) 🙂

        По прежнему считаю, что г-н Льюис просто к месту — удачно выразился.

      • Yura Fedorenko

        23. Сен, 2017

        Не знаю, что будет в вечности, знаю, что «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».

        Мне кажется, приведенное место Писания как раз и есть подтверждение тезиса о том, что в вечности не будет страданий. Но люди в вечности будут живыми.
        Апостол Павел говорит, что «все творение совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Не думаю, что Бог считает такое состояние нормальным. Нормальное состояние наступит, когда «творение освобождено будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:21).
        А насчет того, что вечность уже началась… Соглашусь в том смысле, что вечная жизнь христианина началась с момента его рождения свыше. Но при этом я верю, что будут качественные перемены, и мы освободимся от рабства тлению в свободу славы. 🙂

  2. Просто Я

    08. Окт, 2017

    Всегда удивляло, когда о страданиях начинают рассуждать те, кто живет в относительном благополучии. Бог кричит посредством страданий,—скажите это тем, кто страдает… что они кому-то показывают, что с миром не все в порядке. Просто вспомните Иова, разве его страдание кому-то чего-то доказывало?

    Ответить на этот комментарий
    • Yura Fedorenko

      15. Окт, 2017

      Автор имеет в виду, что сам факт наличия страданий в мире показывает, что с нашим миром не все в порядке. Кому показывает? Показывает всем людям, живущим на земле. Если бы все в мире было благополучно, человечество давно возгордилось бы и вообще забыло про Бога. Частично эту тему я затронул в статье В поте лица твоего будешь есть хлеб. Т.е. речь идет не о том, что конкретному человеку показывает его страдание, а о том, что в целом показывает наличие страданий в нашем мире. А оно действительно показывает, что с миром не все в порядке, потому что люди отвернулись от Бога.

      Ответить на этот комментарий
  3. Просто Я

    15. Окт, 2017

    Неее, все не так просто. Если брать во внимание Вашу статью «в поте лица», Вы предполагаете,что труд и болезнь — это благословение. Но ведь изначально в Раю не было так, задумка Бога была иная. Тогда получается, что Творец допустил брак в Своем творении, и через скорби и страдания показывает и исправляет все, что не так. С христианской стороны данная точка зрения имеет право быть, а если пообщаться с неверующими, а особенно с теми, кто потерпел разочарование?в свое время Бог дал общение с одним человеком, очень хорошим, очень грамотным, который в данное время живет в Европе, и работает инженером, как он выражается, думает над тем, к ак можно улучшить работу тех или иных приспособлений)) так вот при первом впечатлении, я не сразу могла поверить, что это атеист. Причем настолько ярый, насколько отлично он знает Библию. Этот человек был христианином, баптистом. И одна трагедия отвернула его от Бога- смерть матери от тяжелой болезни. Это добрейшей души человек, который видно, что Писание знает намного лучше христиан, и иногда становилось стыдно за свое невежество. И так больно от того, что такой человек разуверился в Боге, именно изза страданий, именно изза царящей в мире жестокости, и говорить таким людям, что таким образом Бог кричит о «неисправности»нашего мира, по меньшей мере несерьзно. Но есть еще вопрос, для чего мы нужны Богу, зачем Он создал человека, являясь вполне самодостаточной личностью?

    Ответить на этот комментарий
    • Yura Fedorenko

      19. Окт, 2017

      В Вашем комментарии звучит несколько вопросов, я последовательно попробую поделиться своим пониманием.
      1. Получается, что Творец допустил брак в Своем творении, и через скорби и страдания показывает и исправляет все, что не так?
      Я не думаю, что текущее состояние мира — это следствие брака в Божьем творении. Я полагаю, что это цена свободы. Бог дал человеку свободу выбора, и человек сделал этот выбор. И слава Богу, что Он не бросил человечество, но исправляет последствия этого выбора. Тут возникает вопрос, почему Бог не сделал так, чтобы мы действовали в рамках четко заданной схемы? Потому что Бог не хотел создавать роботов. Бог есть любовь, а любовь возможна лишь там, где есть свобода. Скажите, что лучше: иметь мужа, которого принудили на Вас жениться или мужа, который сам полюбил именно Вас, хотя у него и был выбор? Согласитесь, второе — это совершенно иной уровень. Так и Бог позволил человеку иметь выбор, и Богу очень приятно, когда человек выбирает Его.
      2. Насчет страданий. Ещё раз, никто не утверждает, что через каждое конкретное страдание Бог что-то говорит человеку. Утверждается лишь то, что сам факт наличия страданий говорит о том, что с нашим миром не все в порядке.
      Ряд страданий просто связан с естественными законами тления и разрушения, которые начали действовать в нашем мире после грехопадения человека. И люди, столкнувшиеся с такими страданиями, по-разному на них реагируют. Одни приближаются через это к Богу, а другие, наоборот, ожесточаются. Мы же как христиане и как часть Церкви призваны являть на деле этим людям, что Бог победил страдания Своей любовью. И ожесточившиеся в страданиях люди — это зачастую следствие того, что мы как Церковь явить им эту любовь не смогли…
      3. Для чего мы нужны Богу, зачем Он создал человека, являясь вполне самодостаточной личностью?
      Настоящая любовь хочет отдавать. Более того, она нуждается в том, кому можно её отдать. Тому, кто любит, нужен объект любви, ему обязательно нужно эту любовь разделить. Как раз человек и стал таким объектом любви для Бога.

      Ответить на этот комментарий

Написать ответ